• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Социальные изменения и ценностные ориентации студенческой молодежи России и КНР. «Базовые» (дореформенные) ценностные ориентации студенчества России и КНР

В советские годы ценностные ориентации были укоренены в социалистическую систему ценностей. В.Т. Лисовский на основании исследований 60-х - 70-х годов заключает, что советскому студенчеству «была присуща целеустремленность, трудолюбие, самосовершенствование, жажда знаний, стремление принести пользу Родине»[196]. В основу советской системы ценностных ориентаций студенчества изначально был положен «коммунистический общественный идеал», который характеризовался как «бесклассовый общественной строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком»[197].

Система ценностных ориентаций советского студенчества базировалась на принципах проработки учения марксизма — ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс «показали, что общественные идеалы имеют материальное происхождение, … Люди, — заявляли они, — являются производителем своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствуют этапам развития бытия, вплоть до его отдаленных форм»[198]. В полном соответствии с этими принципами формировались ядро и периферия ценностных ориентаций студенчества.

Основу базовой системы ценностных ориентаций студенчества советской России составляли не «личностно-персоналистический» тип ценности, а ее «общественно — коллективистская» форма, поскольку «социалистической культуре общения противостоит трагическая по своему существу человеческая разобщенность — родовой признак буржуазного общества»[199]. Центральными для этой системы были ценности честности, порядочности, ответственности, взаимовыручки т.д.

Мир советского студенчества складывался из многих интересов и преференций — образовательных, культурных, социальных, спортивных. Большое значение уделялось различных формам самодеятельности, к которым относятся такие способы проведения досуга как КВН, студенческий театр, хор, камерные ансамбли, которые значительно поднимали культурный уровень советского студента и способствовали дальнейшему развитию его способностей. Известно, что из этих «первичных организаций» культуры и спорта вышли многие выдающиеся деятели культуры, искусства и спорта. Большое внимание в сфере ценностных ориентаций студентов уделялось занятиям спортом, физкультурой, туризмом, культурно-массовыми мероприятиями, призванных помимо расширения культурно-интеллектуального кругозора, развития способностей и укрепления здоровья, служить большему сплочению студенческого коллектива.

Все это многообразие форм и способов реализации ценностных ориентаций студенчества показывает, что при отсутствии политических и экономических ценностных ориентиров российского студенчество видело свой главный идеал в совершенствовании духовных, умственных, интеллектуальных, музыкальных, спортивных качеств, в гармонизации своей личности и ее развития. К сожалению, в настоящее время в погоне за экономическими и политическими целями и ценностями российский студент во многом утратил эту вот направленность к самосовершенствованию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отсутствие внешних экономических (богатство) и политических (власть) ориентиров, к тому же при отсутствии у большинства студентов семьи в силу возраста и работы в силу образовательной занятости, обуславливали направленность энергетических затрат студенчества к идеалам духовного и физического обогащения. Советское государство в своей Конституции первыми пунктами закрепляла основные права советского человека на труд, на отдых, на здравоохранение, на образование, что еще в большей степени стимулировало советское студенчество реализовать свой творческий потенциал.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.