• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Социальные изменения и ценностные ориентации студенческой молодежи России и КНР. «Базовые» (дореформенные) ценностные ориентации студенчества России и КНР

и в бытийном плане, и в плане социально-историческом, и непосредственно в бытовом. Как говорил К. Маркс, «в труде человек познает себя». Семья — это основной институт человеческой интеграции

, элементарная единица социентальной системы, как говорится, «ячейка общества». В семье человек с ранних лет приобретает первые опыты социализации и адаптации.

Далее эти первичные ценностные приоритеты распадаются, делятся и комбинируются, однако, принцип дифференциации системы ценностей на идентифицирующие и интегрирующие ценности сохраняется на все протяжении их формирования.

Подобно этому базовая система ценностных ориентаций студенчества, в чьи функции входит «воспроизводство символического капитала» (П. Бурдье), складывается из ценностей теоретической идентификации и практической интеграции. Первой соответствует воспроизводство фундаментального знания как основания культурно-исторической идентичности нации, а второй-воспроизводство специального знания как теоретической базы будущей профессии в качестве способа интеграции в социум.

Базовые ценностные ориентации российского студенчества всегда основывались на идеале счастливого общества и в царской России, и при социализме. Это был идеал общества, в котором все равны, отсутствует бедность, гарантированы все права.

Социалистическая система ценностей была отчасти укоренена в традиционную систему ценностей дореволюционной России, чья идеологическая доктрина в свою очередь, базировалась на триаде, сформулированной в 19-ом веке политическим и идеологическим деятелем царского правительства С. Уваровым

«Самодержавие, православие, народность»[194]. В это триаде постулировались основные принципы российской государственности, которая включала: монархический принцип правления, моноцентричный принцип власти; основанную на христианских догматах православия идеологию, в основе которой лежала идея богоизбранности самодержца, «царя — батюшки», и исключительной роли России в христианском мире, единственной православной империи, после уже несуществовавших Римской и Византийской; народность как принцип, коллективизма и сплоченности народа вокруг власти российского императора и Церкви как претворенного Царствия Божия на Земле[195]. Традиционная экономическая система обуславливала определенный ряд негативных факторов: герметичность экономического роста; нерациональную структуру и разбалансированность народного хозяйства; низкая эффективность производства вследствие его экстенсивного развития; растущая дифференциация в развитии и доходах между городом и деревней; широкомасштабное разрушение среды обитания и прогрессирующее истощение природных ресурсов; доминирование аграрного сектора экономики.

Идеологические принципы царской России во многом были в конечном итоге адаптированы с советской идеологической системе в виде триады: советская власть как вертикально — интегрированная система, охватывающая всю территорию Советского Союза; коммунистическая идеология, утверждающая равенство всех, и постулирующая необходимость построения бесклассового коммунистического общества при руководящей роли КПСС; социалистичность, которая

выражала принципы превалирования общества над государством, социальной коллективной интегрированности всего общества, вовлеченности всех членов общества в политическую и экономическую активность, демократичности и т.д.

Мы видим, что социалистическая политическая и идеологическая система много позаимствовала от системы царской России. В наше время эта триада выглядит так: президентская республика с федеративным устройством; конституционный либерализм; демократия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.