• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Английский и французский либерализм конца ХIХ в.

Милль отказывается видеть в государстве

учреждение плохое по самой своей природе, от которого лишь претерпевает, страдает априори хорошее,неизменно добродетельное общество. Онполагает, что государство, гарантирующее все виды индивидуальных свобод и притом одинаково для всех своихчленов, способно установить у себя надлежащий порядок.

Если порядок, основанный на свободе, - непременное условие прогресса

,то залогом прочности и стабильностисамого порядка является по Миллю, хорошо устроенная и правильно функционирующая государственность.Еенаилучшей формой

, идеальным типом он считает представительное правление, при котором “весь народ или по меньшей мере значительная частьпользуется через посредство периодически избираемых депутатов высшей контролирующей властью . этой высшей властью народ должен обладать во всей ееполноте”.

Врассуждениях о представительном правлении

Милль проводит одну из главных своих политических идей- идею непосредственнойпричастности народа к устройству и деятельности государства

, ответственности народа за состояние государственности. Во-первых,представительное правление учреждается по выбору народа, предрасположенного принять данную государственную форму. Во-вторых, народ должен иметь желание испособность выполнить все необходимое для ее поддержки. Наконец, в-третьих, этот народ должен иметь желание и способность выполнять обязанности и функции,возлагаемые на него этой формой правления.

Таким образом, миллевский либерализм

стоит не только на страже индивидуальной свободы, прав личности, но и выступает за организацию самогогосударственного механизма на демократических и правовых началах. Милль считает, что когда государство подменяет своей собственной чрезмерной деятельностьюсвободную индивидуальную и коллективную деятельность людей, активные усилия самого народа, тогда закономерно начинают удовлетворяться прежде всего интересыгосударственной бюрократии, а не управляемых, не народа. При подобном обороте дела общества в гражданско-нравственном плане неизбежно деградирует, за этимнаступает и деградация государственности.

Вгоды Великой революции во Франции правовая идеология радикально-демократического крыла Французского Просвещения вызвала впослереволюционный период наиболее острую критику со стороны авторов, которые приветствовали крушение сословного строя, но констатировали, что предложенноереволюционной философией ХVIII в меры—ликвидация монархии, установление гражданского равенства и провозглашение верховенства народа, —прекрасноуживаются с самыми жестокими формами деспотизма. Именно с этого и ведет начало история политического либерализма как самостоятельного идейного течения.

Большую часть работ по вопросам политики, власти, государства Бенжамен Констан

(1767–1830 гг.), которого некоторые исследователи считают духовнымотцом либерализма написал в период между 1810-1820гг. Затем он их собрал и свел в “Курс конституционной политики”, излагавшей в удобнойсистематической форме либеральное учение о государстве.

Стержень политико-теоретической конструкций

Констана - проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового времени, чью сторону держитКонстан, эта свобода

есть не что иное, нежели свобода, которой обладали люди в античном мире (так она заключалась в возможности коллективногоосуществления гражданами верховной власти, но вместе с тем, такая свобода совмещалась с почти полным подчинением индивида публичной власти, оставляя,таким образом, весьма небольшое пространство для проявления индивидуальной независимости).

Для Констана приемлема лишь та свобода

, которая подразумевает личную независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управлениегосударством. Таким образом индивид не только имеет право совершать по отношению к государству определенные активные действия, но и право игнорироватьгосударство, если в его содействии, помощи или даже присутствии индивид не нуждается. Констан замечает, что последнее обстоятельство есть главное, чтопозволяет ограничить современное (т.е. либеральное) понимание свободы

от политической свободы в том виде, в каком ее понимали Древние.

Говоря об идейно-теоретическом значении констановской постановки проблемы свободы, нельзя не отметить, что ее базисный элемент

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.