• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Английский и французский либерализм конца ХIХ в.

Милль считал, что в своих экономических и политических целях трудящиеся руководствуются классовым эгоизмом

. Онбыл нетерпим к идееосуществления справедливости на основе благотворительности или патернализма высших классов по отношению к низшим. Главную спору социализма Милль находил всознании, противопоставляемом классовому интересу.

Воспитание

превращалось в решающее средство распространения социалистических принципов. Онбыл убежден, что социалистическое обществотребует очень высокого уровня нравственности, доступного в тех условиях, лишь элите общества. Образованному, лишенному эгоизма меньшинству отводится особаяроль в политическом механизме.

Идеальная представительная системамогла бы основываться на равновесии двух основных классов (рабочих и хозяев) в парламенте, котороепревращало бы в решающий фактор позицию меньшинства, руководствующегося во всех распрях не интересами своего класса (как большинства), а разумом,справедливостью, общим благом.

Социализм

для Милля- далекий идеал. Ближайшую цель

он видел “в смягчении неравенства, во внедрении в законах и обычаяхчеловечества насколько это возможно, противоположной тенденции. Онне сторонник революционного насилия

. Признавая идеалом общество безклассов, основанное на сотрудничестве, он видел средства постепенного построения общества не в перераспределении имуществ, не в классовой борьбе, а вкооперации.

Последовательный и умеренный реформизм

Милля проявляется в его отношении к частной собственности. Рассматривая неограниченное накоплениебогатства как зло, Милль вместе с тем отмечал, что в большей степени возражения вызывает распределение собственности, чем ее размеры.

Очевидно влияние Бентама на отношение Милля к собственности. Вего шкале ценностей “справедливость”, “безопасность собственности” и“недопустимость обмана ожиданий”, т.е., иными словами, сохранение социальной стабильности в полном соответствии с бентамовскими принципами, ставятся вышеравенства.

Милль высказывался за ограничение права собственности

, не преображеннойсвоим трудом,т.е. получаемой в качестве дара или наследства. Право завещания

- часть права собственности, а право наследования- нет, его надлежит регулировать, исходя из принципов утилитаризма.

Для Милля характерна ориентация на конструирование “нравственных”, а стало быть (в его понимании) правильных моделей политико-юридического устройстваобщества

. Высшее проявление нравственности

, добродетели, по Миллю- идеальное благородство, находящее выражение в подвижничестве рядисчастья других, в самоотверженном служении обществу.

Индивидуальная свобода

в трактовке Милля означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только егосамого, она означает возможность человека быть в границах этой сферы господином над самим собой и действовать в ней по своему собственному разумению.

Вкачестве граней индивидуальной свободы

Милль выделяет, в частности, следующие моменты: свобода мысли и мнения,выражаемогововне; свобода действовать сообща с другими индивидами

; свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личнойсудьбы

.

Все эти и родственные им свободы абсолютно необходимые условия для развития, самоосуществления индивида и вместе с тем заслон от всяких посягательств извнена автономию личности.

Угроза такой автономии исходит, по Миллю, не от одних только институтов государства, не “только от правительственной тирании, но и от тираниигосподствующего в обществе мнения”, взглядов большинства. Духовно-нравственный деспотизм

, нередко практикуемый большинством общества, может оставлять посвоей жестокости далеко позади “даже то, что мы находим в политических идеалах самых дисциплинаторов из числа древних философов”.

Изсказанного выше вовсе не вытекает будто ни государство, ни общественное мнение в принципе неправомочны осуществлять легальноеисследование, моральное принуждение.

Свобода индивида

, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее по Миллю, обстоятельство ставитгосударство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской цивилизации)человеческое общежитие.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.