• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентаций студенчества в России и КНР

Таким образом, даосизм основан на принципе вертикальной идентификации, центростремительной индивидуализации, носящих замкнутый, имманентный, мистический характер. Дао — это «путь» с Земли на Небо, а потому, как это путь индивидуальный, то по нему нельзя идти коллективно. Причем индивидуальность «пути» в даосизме напрямую связана с буддистскими принципами «просветления» и «нирваны»[159]. Таким образом, можно сказать, что существовавший до реформ и модернизации социализм, будучи индивидуалистическим, был социализмом даоского типа.[160] То есть, даосизм является архаическим архетипом индивидуалистической системы ценностей, целью которой является человек с его мистическим устремлением к бессмертию. После радикальной трансформации в ходе модернизации и обращения «от власти человека к власти закона», происходит метаморфоза социализма в социализм конфуцианского типа. Что же есть конфуцианство в этом смысле?

Конфуцианство — это социально-философское учение, которое признает человека не как отделенное от всего существо, а как члена консолидированного общества, связанного линейно — горизонтальными отношениями. Конфуцианство полностью отвечает идеологии коллективизма и социализации[161], и не отличимое в своем существе от концепции интеграции. Интегративный социализм конфуцианского типа отрицает кастовый, замкнутый характер правящей элиты. Поэтому, в чиновниках высшего ранга значима не личность, но функция, и именно как функция центра, регулирующего и направляющего, то есть чиновник должен понимать, что если он воплощает власть, то он это всего лишь временная обязанность. И к власти он должен относится ответственно.

По сути, конфуцианство отрицает авторитаризм в пользу конституционально — легистского принципа новоевропейского типа, где, например, Глава Государства, Президент является символической функцией центра, благодаря которой исполняет определенные Конституцией функции в определенном промежутке времени. Вокруг него интегрируется общество, и эта функция имеет ротируемый характер, поэтому конфуцианское политическое учение является наиболее оптимальной формой государственности для современного Китая, желающего с равными правами и обязанностями интегрироваться в «семью народов».

Все категории генетически зависят от категорий «доверия» и «долга», к ним относятся также категории человеколюбия[162]. Даосистское «доверие», основанное на даре, и конфуцианский «долг», основанный на законе и обмене – вот те два принципа, которые постоянно по закону спирального чередования меняются местами. Метаморфоза «веры» в «долг» трансформирует индивидуальное «созерцание» (даосизм) в социальное «действие», направленное на коллективный интерес (конфуцианство)[163]. Личный интерес проецируется на социальный экран и, становясь уже способом удовлетворения общественного интереса, претворяется в конкретный экономический результат. И наоборот, коллективный интерес находит отражение в сознание конкретной личности, влияя на ее ценностные предпочтения.

Структура российской духовности совмещает принципы формализованного «законничества» и принцип «нежданной благодати», принцип экстравертности, развертывающийся вовне, и принцип интравертный, находящий бесконечность внутри себя, которые в данном случае выступают двумя сторонами одной медали, двумя половинами одного круга, единством личного и космического. И именно на этом единстве основана русская идея, — она претворена в принципе Богочеловечества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.