• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентаций студенчества в России и КНР

Ценностные конфликты своим появлением обязаны развитию производительных общественных сил, вычленению на этой основе экономической деятельности в составе жизнедеятельности как таковой, а экономического субъекта в пространстве прочих субъектов деятельностной активности и, следовательно, он связан с появлением особых ценностных миров, с усложнением и специализацией этих миров по мере усложнения и специализации их деятельностного основания»[154], а также новых видов деятельности со своими ценностными ориентациями.

К числу важнейших специфических особенностей модернизационных процессов в Китае

относится и то, что китайскому руководству удалось в максимальной степени использовать «китайские традиции и ценности в сфере экономики, и прежде всего, традиции и ценности конфуцианства: усердие, бережливость, осторожность, смирение с бедностью, традиционный приоритет земледелия перед прочими видами хозяйственной деятельности, примат справедливости над выгодой, культ семьи, высокая рациональность, самодисциплина и др.»[155]. В то же время китайские реформы ни в коем случае не должны выводиться за скобки общемирового процесса рыночной трансформации. Они его важная, неотъемлемая часть[156].

Устроенность реформы в «общий контекст социально-экономического развития, постоянное внимание к созданию и поддержанию благоприятствующей реформе макроэкономической и социальной среды, неизменная ориентация на реальную отдачу реформы для подавляющего большинства населения, естественный, по мере вызревания условий характер расширения ареала действия рыночных принципов — таков суммированный позитивный капитал феномена реформ.[157]

Таким образом, важнейшими факторами, оказывающими влияние на ценностные ориентации и в России, и в Китае являются изменения с введением рыночной экономики, несущей с собой принципы материальной заинтересованности, экономической самостоятельности, социальной независимости.

Духовные факторы

. Согласно теории Дэн Сяопина экономические и политические реформы в процессе построения социализма с китайской спецификой «неразрывно связаны со строительством социалистической духовной цивилизации и социалистической духовой культурой».[158] Духовные факторы, имея универсальный характер для всех слоев населения, являются самыми сильными факторами влияния на динамику ценностных ориентаций.

Как уже отмечалось выше, в Китае происходит переход от социализма патриархально-феодального типа, основанного на иерархичности «отцовского общества» к обществу конституционно-легистского равноправия между «отцовской» властью и «сыновним» обществом. Таким образом, налицо взаимодополнение вертикальной иерархичности власти и горизонтально-линейных связей общества. Это взаимодополнение является выражением глубиннейшей для китайского духа диалектики даосизма и конфуцианства. Рассмотрим два основных принципа древнейших религиозно- философского учения даосизма и социально-философского учения конфуцианства.

Даосизм позиционирует человека как схему вертикально — иерархической связи по оси земная личность — небесное божество. При таком типе социальной реляции теряют значение горизонтально — линейные связи между членами общины, коммуны, общества. Напротив, конфуцианство — теоретическая схема, которая учреждает человека как продукт социальных отношений, по которой человек осуществляется в интерсубъективном акте признания со стороны сообщества, то есть он человек возникает как продукт интерактивной символизации. Более того, он не способен существовать как человек вне коммуникативной символизации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.