• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Благотворительные учреждения гг. Кургана и Шадринска в ХIX начале ХХ вв.

Благотворительные заведения создавались не только в городах, но и в сельских поселениях, хотя были они гораздо беднее и малочисленнее. Например, в Шадринском уезде под непосредственным заведыванием Уездного Попечительства детских приютов (председатель − председатель уездного съезда, казначей – председатель земской управы П.А. Астафьев, делопроизводитель Я.И. Циренщиков) действовали Мехонский детский приют (открыт в 1896 г., попечитель приюта − шадринский лесничий коллежский советник А.Ф. Превыш-Квинта, директор – крестьянин И.М. Кубасов, смотрительница − чиновничья вдова Е.М. Буракова), Канашский детский приют и богадельня при нем (создан в 1895 г., почетный попечитель − А.М. Сабирь, попечитель − И.С. Соколов, директор − И.С. Раев). Белоярский детский приют состоял под надзором Попечительства и управлялся местным сельским попечительством согласно особому Уставу Ведомства Императрицы Марии, основан в 1894 г. на средства крестьян 4-го земского участка Шадринского уезда, состоящего из волостей Белоярской, Уксянской, Макарьевской, Ново-Петропавловской [19].

Все три приюта помещались в собственных домах: Канашский – в каменном двухэтажном, Мехонский и Белоярский – в одноэтажных деревянных. В 1907 г. Попечительству Белоярского детского приюта удалось, «не смотря на неудовлетворительный сравнительно урожай хлебов и особенно трав, исполнить свои предположения: выстроить новое здание (при щедрой денежной поддержке попечителя Белоярского сельского детского приюта А.А. Гаснокова» [18, л. 27].

Общее число призреваемых в трех приютах: в Канашском 19 человек (8 мальчиков и 11 девочек), в Мехонском – 14 человек (4 мальчика и 10 девочек), в Белоярском – 37 человек (22 мальчика и 15 девочек).

В отчете о деятельности Уездного Попечительства детских приютов за 1906 г. записано: «Приюты, оказывая призрение круглым сиротам и полусиротам обоего пола, в то же время имеют задачей религиозно-нравственное воспитание сирот и обучение их грамоте. С этой целью детьми посещались церковные службы и школы. Кроме того, мальчики всех трех приютов обучаются к ведению сельского хозяйства, девочки – домашнему хозяйству, огородничеству и шитью белья» [17].

Деятельность Уездного Попечительства была направлена так же на воспитание сирот, «не могущих быть принятыми в детские приюты, и на изыскание средств на устройство приюта для сирот лиц, погибших на войне с Японией» [там же, л. 283], и богадельни для инвалидов войны путем рассылки подписных листов.

Из лиц, наиболее содействующих благосостоянию приютов, в отчетах за 1905-1906 гг. отмечен Попечитель Канашского приюта крестьянин И.С. Соколов. А из «лиц, выдающихся своей деятельностью и пожертвованиями в пользу Попечительства, кроме несущих бесплатно труды по Попечительству помимо Председателя, Членов его, Инспектора народных училищ И.Г. Пактовского и делопроизводителя воинского присутствия М.Ф. Нащекина, первого в качестве казначея, а второго в качестве делопроизводителя попечительства, указать ни на кого оснований не имеется» [там же, л. 283 об.].

Образовательные учреждения становились объектом благотворительности с момента своего появления. В Кургане при содействии горожан была открыта первая школа города – уездное двухклассное мужское училище. По сей день хранится Книга учета особ, внесших средства на его развитие с 1817 по 1853 гг. Среди них имена городничего, земского исправника, купцов и др. Граждане жертвовали деньги, книги, портрет Государя и пр. На торжественном открытии училища исправник Г.С. Серебрянников «угощал почетных гостей обеденным столом, а к вечеру был бал и город иллюминован» [23].

Выписка из приговора Петропавловского сельского схода Петропавловской волости Шадринского уезда от 28 февраля 1895 г. гласит: «Постановили: на устройство в нашем селе народного училища собрать при 2-й половине сего года с 1150 душ нашего общества по 20 коп. с каждой, что составит 207 руб.» [20].

«Кто не согласится, что народная нравственность зависит от образования, успехи последнего всего больше задерживаются у нас недостатками воспитания женского пола, под влиянием которого возрастает новое поколение… Вот почему правительство заботится об учреждении женских школ… Прекрасная мысль – устроить женскую школу в Кургане, давно там уже таившаяся, вызвана была на свет бывшим начальником Губернии Виктором Антоновичем Арцимовичем… И прекрасная мысль осуществилась 12 мая 1858 г.» писали в № 35 за 1858 г. «Тобольские губернские ведомости». Состоялось открытие женского училища второго разряда на средства местных купцов Ивана и Михаила Меньшиковых и Ф. Шишкина, которые давали для училища 200 руб. в год.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.