• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Бедность как социальная категория. Понятие и сущность бедности

Что есть бедность? Словарь Ожегова объясняет это слово как «скудость, недостаточность средств существования, нужда, убожество, неприглядность».

«Российская социальная энциклопедия» более академична: бедность - это категория, выражающая абсолютное или относительное отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления.

Интересно, что вплоть до середины ХVIII века самого понятия «бедность» не существовало. Общество состояло либо из очень богатых, либо из беспросветно нищих - уравновешивающей середины практически не было. В эпоху Просвещения, когда европейское общество принялось создавать некие социальные стандарты жизни, выяснилось, что есть люди, неспособные этим стандартам соответствовать.

Как состояние бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.

Первым на проблему бедности обратил внимание «изобретатель рынка» Адам Смит. Он, правда, считал бедность «социальной ржавчиной» и полагал, что бедняком является не тот, кто мало имеет, а тот, кто мало имеет и при этом много хочет. К тому же протестантская этика, определяющая нравственный климат общества, считала их «неправильными» гражданами. Поэтому изучать бедность как явление не только экономическое, но и социальное стали сравнительно недавно.

В 1917 году, русский социолог Стопани впервые исследовал семейные бюджеты российских рабочих и ввёл в оборот понятие «черта бедности». Сегодня признано, что бедность является одним из важнейших индикаторов жизни общества. Если в обществе много бедных, значит, оно экономически неблагополучное. Правда, до сих пор социологи всего мира по-разному толкуют само понятие, кого следует считать бедным.

Анализируя труды философов и ученых разных исторических эпох и направлений, а также представителей экономической, политической, эстетической и религиозной мысли дадим различные толкования бедности как социального явления. Так, Платон, размышляя над расслоением людей на бедных и богатых, видел государство состоящим из двух частей: одну составляют бедные, другую – богатые, и все они живут вместе, строя друг другу козни. В работе «Государство» показывается, что бедные и богатые – это слои, группы внутри сословия земледельцев и ремесленников, среди стражей и правителей таковых нет.

Аристотель также рассматривал вопрос о социальном неравенстве и утверждал, что во всех государствах есть три элемента: один класс очень богат, другой – очень беден, а третий является средним. Согласно его позиции, государству необходимо думать о бедных, т.к. при исключении множества бедняков из управления они неизбежно будут становиться его врагами. Бедность порождает бунт и преступления, и государство, имеющее много бедных, обречено на гибель.

В размышлениях Гоббса встречается точка зрения о том, что в обществе недопустимо существование привилегированных классов, так как они обусловливают хаос. Ж.-Ж. Руссо видел в бедности, равно как и в невежестве, условие нравственного нездоровья. И.Кант считал, что в обществе всегда будут бедные и в их числе инвалиды и больные, на содержание которых необходимы государственные средства (в богадельнях и больницах). Философ допускал и другие формы государственной поддержки бедных. Например, выдачу им пособий. Эти идеи И.Канта, как известно, широко практикуются социально-ориентированными государствами. В свою очередь, Г.В.Ф.Гегель давал разные характеристики бедности и богатству. Он выдвигает понятия «обедневшая масса», «нуждающиеся», «бедный класс», «случайность нужды», «бедность» как противоположность «богатства», «нищета». Он рассматривает бедность как социальное явление, т.е. такое, которое выступает определенным специфическим состоянием индивида, социальной группы и общества. Им выделяются две стороны бедности: объективная, связанная с обстоятельствами, и субъективная как область моральности субъекта. Философа волновал вопрос: «как устранить бедность?». Гегель не считал благотворительность тем средством, с помощью которого может быть решена проблема бедности. Он писал о «среднем классе» как господствующем в гражданском обществе.

Перейти на страницу: 1 2

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.