• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Воспитание и развитие детей на примере семейного детского дома «Китеж»

Семейный детский дом «Китеж» – довольно уникальный вид воспитательного учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Началом появления семейных детских домов относят к инициативе Детского фонда (1988 г.), где отмечалось важность создания новых моделей детских домов семейного типа. Родоначальником идеи создания семейных детских домов считают австрийского врача Г. Гмайнера, который в 1949 году основал общественный фонд «SOS-Kinderdorf» («Детская деревня») и на средства фонда построил первый дом будущего городка. В последствие каждая семья в городке состояла из матери-воспитательницы и 6-9 детей разного пола и возраста. Воспитательницами являлись незамужние женщины, не имеющие своих детей.

Семейный детский дом «Китеж» можно рассматривать как семейный городок, однако необходимо учитывать и его специфику, т.к. все остальные виды семейных детских домов тоже присутствуют в нем. Поселок создан на основе юридического статуса некоммерческого партнерства приемных семей и носит название «Община Китеж», что отражает главенство воспитательных целей, педагогическую направленность деятельности семей, составляющих общину и ориентиры на коллективный способ существования. Община трактуется не столько как совместное хозяйствование, но больше как объединение людей на основе общих ценностей, общей педагогической деятельности, общности потребностей и интересов.

Основатель общины Д. В. Морозов пишет, что основная идея общины «состоит в абсолютном признании права каждого человека развиваться в соответствии со своими устремлениями и талантами. Групповая работа, соборность управления, отсутствие экономической конкуренции создают благоприятную среду для этого. Совершенствование взаимодействия людей достигается развитием самоконтроля и дисциплины, а не административными или финансовыми мерами». При этом практические все взрослое население и часть старших школьников решают образовательные задачи, связанные с развитием личности приемных и родных детей. Поэтому можно говорить о новом виде семейного детского дома педагогической общине – как социальном и образовательном сообществе приемных родителей, педагогов, жителей и работников поселка, объединенном общими целями ресоциализации и развития детей-сирот посредством возвращения их в семейную среду[18].

Основным средством решения образовательных задач становится создание развивающей среды на базе педагогической общины и приемных семей. Педагогическая община имеет следующие преимущества перед остальными видами семейных детских домов:

1. Основная цель возникновения и создания педагогической общины – создание условий для интенсивного развитие личности детей.

2. Каждый приемный родитель, взрослый и старшие школьники выполняют педагогические функции не только в период школьного обучения и воспитания, но и во внеурочное время, при этом образовательные цели разрабатывается на едином педагогическом совете, в который включены выбранные детьми представители.

3. К ребенку предъявляют единые требования в любой сфере его жизни.

4. Приемные родители и педагоги постоянно расширяют объем педагогических знаний, не прекращается работа с внутренними психологическими проблемами.

5. Многообразие информации о проблемах и ресурсах воспитанников обобщается в процессе экспертных оценок со стороны педагогов, приемных родителей, психологов, социальных педагогов.

6. Построение единой развивающей среды, которая охватывает основные виды деятельности и отношений детей и взрослых[19].

Понятие развивающей среды до сих пор не нашло должного отражения в педагогической теории. Существует ряд понятий, которыми оперируют в педагогике: воспитательная среда, образовательная среда, социальная среда, наконец, развивающая среда. Для создания четкой дефиниции необходимо проанализировать понятии «среда» и «развитие личности»[20].

Обращение к изучению среды вызвано вниманием к процессу социального развития и формирования личности, которое, как считает С.А. Беличева, не сводится только к целенаправленным усилиям семьи, школы, других воспитательных институтов. Понятие «среда» определяется как социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей связанных общностью этих условий (С.И. Ожегов). Наиболее приемлемое определение дает М.И. Мазур, понимая под средой ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формируется и проявляет свои свойства. Рассматривая таким образом среду, мы можем говорить о том, что результатом взаимодействия с ней выступает развитие личности человека. Б.Г. Ананьев писал: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека»[21].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.