• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Экспертная информация — данные, полученные с помощью опросов экспертов

Наряду с опросами населения важнейшим источником социаль­ной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформации эко­номики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентным экспер­там. В этом и состоит основная особенность экспертных опросов и их отличие от опросов массо­вых. Однако «добывать» экспер­тов для опроса очень трудно, по­этому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные «экспертные» вопросы «простым людям», которые ответов на подоб­ные вопросы не знают и не могут знать. Например, надо ли спраши­вать рабочих о положении в науке, школьников — об итогах привати­зации? Очевидно, лучше следовать правилу: при проведении опросов не выходить за рамки информиро­ванности опрашиваемых.

Экспертные опросы начали ис­пользоваться в России с начала 1990-х гг. Тогда реформы только начинались, четких представле­ний обо всем, что нужно делать не было. Какие-либо ясные всем направления трансформации еще не проявились. В этой ситуации мне­ния тех, кто по уровню интеллек­та и (или) занимаемой должности могли сформулировать хоть ка­кие-то ответы на вопрос «что де­лать», были бесценными.

В 1991—1993 гг. мне довелось руководить экспертным отделом ВЦИОМ, где проводился своего ро­да эксперимент. Была сформиро­вана «экспертная панель» в соста­ве 200 экспертов: первых лиц из числа тогдашних молодых рефор­маторов; первых представителей бизнеса; первых создателей ассо­циаций малого и среднего бизнеса; руководителей регионов; директо­ров промышленных предприятий; обозревателей газет, занимавших­ся экономикой и политикой; уче­ные — экономисты, социологи, географы. Им предлагалась специ­ально разработанная анкета, целью которой было выяснение мнения экспертов по двум группам вопро­сов: 1)об основных направлениях реформ; 2) о возможных социаль­ных последствиях реформ (эта ан­кета приводится в приложении 1). В последующие годы эксперт­ные опросы получили широкое распространение и заняли заметное место в социологической нау­ке. Формы их очень разнообразны. Опубликовано немало сборников с данными экспертных опросов, в которых немало полезных практи­ческих предложений и аналити­ческих наблюдений. Сегодня экс­перты стали главными героями любых дискуссий, круглых сто­лов, теледебатов, где выясняются наиболее сложные вопросы совре­менной политической ситуации в стране, они стали публичными по­литиками.

Экспертная информация весь­ма разнообразна, что зависит от опрашиваемых экспертов. Наряду с политиками и учеными в качест­ве экспертов выступают предста­вители самых различных профес­сионально-должностных групп, информированных по соответствующим проблемам различных отраслей и сфер экономики и об­щества. Примером экспертной ин­формации могут служить данные, которые с 1995 г. собираются с по­мощью анкеты директора «Пред­приятия ВПК» (см. приложение 2). Эта анкета охватывает широкий круг вопросов, касающихся юри­дического статуса предприятия и его собственников, хода производ­ства, конкурентоспособности про­дукции, инвестиций, динамики кадров на предприятии, отноше­ния работников к труду, ожиданий и др. Ясно, что информацию тако­го рода может дать только тот субъект, который причастен к уп­равлению и занимается им вплот­ную.

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.