• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Анализ теорий профессионального становления личности

2) психоаналитическом;

3) в рамках теории решений;

4) в рамках теории развития;

5) типологическом. [14, с. 110]

В системе постулатов первого направления можно выделить следующие:

- каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего, профессионально-значимым, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

- профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

- профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет диспозицию индивидуальных качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.[14, с 115]

Позднее эти основания несколько изменились, что нашло свое отражение в следующих положениях: необходимо говорить о комплексах индивидуальных качеств, соотносимых с целой группой профессий. Наряду со способностями большое значение для профессиональной успешности и удовлетворенности имеют личностные характеристики, прежде всего интересы; для профессионального обучения важны в первую очередь индивидуальные качества, а точнее - их соотношение. Но неизменным остается основное положение о том, что проблема профессионального выбора решается "встречей" структуры личности и структуры профессиональных требований, исходящих от деятельности. Для диагностики индивидуальных качеств личности мы рекомендуем использовать характерологический опросник Кеттела, анкеты интересов Стронга и Кьюдера, интеллектуальный тест Амтхауэра.

Второе - психоаналитическое - направление отражает следующую идею; главная роль в выборе профессии принадлежит различным формам потребностей. Еще 3. Фрейд рассматривал профессиональную деятельность как форму удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей благодаря "канализации" в ту или иную профессиональную область либидозной (нарцистической, агрессивной или собственно эротической) энергии. Выбор профессии понимается с этой точки зрения как процесс сублимации. Например, выбор педагогической профессии происходит из-за стремления к власти.

Близкой к психоаналитическим теориям является теории профессионального развития Э. Рой, в которой профессии начальный выбор рассматривается как прямое или косвенном удовлетворение потребностей личности. По ее мнению, в избираемой профессии должно быть безусловное удовлетворение группы первичных потребностей человека, а также требование - удовлетворение потребностей более высокого уровня. .[13, с 76]

Идеальным вариантом в этом случае она считала выбор человеком такой профессии, которая предоставляла бы ему возможность для непрерывного совершенствования и развития.

Огромное значение в процессе профессионального самоопределения

индивида автор отводит раннему опыту, и в первую очередь характеру его отношений с родителями. Э. Рой предполагает, что теплые отношения между ребенком и родителями предопределяют выбор профессий, "направленных" на человека, связанных с общением; холодные - формируют направленность на профессии, не связанные с общением, ориентированные на объект. В соответствии с этим она разработала свою классификацию профессий. В основу профессионального выбора были положены различные типы внутрисемейных взаимоотношений родителей и ребенка, обуславливающие структуру его профессиональных интересов и склонностей, дальнейшее его личностное и профессиональное развитие.

Третье направление - теория решений - связано с именами Д. Тидеман и О'Хара, которые считают, что центральным компонентом выступают варианты профессиональной карьеры, а она определяется последовательностью выбираемых профессиональных позиций. При этом необходимо учитывать возможное поражение и свою готовность к риску. Внутренним содержанием профессионального развития выступает структура процессов решения и социальный контекст, на основе которого происходит прогнозирование и осуществление решений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.