• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

ПР в системе местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой неотъемлемую часть гражданского общества[10] и является важнейшей формой народовластия, непосредственно выражающей волю народа и составляющей одну из основ конституционного строя демократического государства. Это предполагает участие граждан в формировании местного самоуправления, ведение активной деятельности в социальной организации города. Но, Владимир Мокрый указывает, что этому препятствует отсутствие у населения традиций самостоятельного и ответственного подхода к решению задач местного значения. Согласно проведенному крупномасштабному социологическому исследованию компанией АйТи и исследовательской группой ЦИРКОН (2004 г.),[11] в последние годы в России происходит активное развитие и становление системы местного самоуправления. Оно показало, что на сегодняшний день заданы лишь общие рамки. Демократическое общество, опираясь на принципы самоуправления в корне отличается от централизованного. Община города берет на себя выполнение части общественных функций.[12] Местное самоуправление не является институтом общественной власти. Избранные представители – члены местного совета отстаивают интересы своих избирателей. Этому требованию должны соответствовать и служащие местного самоуправления.

Комаровский В.С., развивая это направление, говорит, что формирование и устойчивое развитие демократического общества необходимо, чтобы ответственные структуры, и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим его вопросам жизнедеятельности системы «общество - власть» и свободно обмениваться информацией. В этих условиях трудно переоценить значимость работы ПР-служб в органах государственного и муниципального управления.[13] ПР-службы призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов.

Говоря о науке управления, Крючков Ю.А. отмечает, что в последнее время решение общих социальных проблем затруднено в связи с теоретико-методологической разобщенностью, а также недооценкой социологических, политических и естественнонаучных достижений.[14] Это является серьезным тормозом на пути развития и усовершенствования теории, методологии и практики управления. Объектом науки управления являются самоорганизующиеся и регулируемые процессы, происходящие в социальном динамически развивающемся обществе. Это взаимодействия людей по поводу организации совместной деятельности, выстраивания темпа и структуры жизни, развития и усовершенствования себя как субъектов общественных мнений. Социальная система обладает способностью не только к саморегулированию, но и преобразованию внешней среды в интересах своего самоподдержания и жизнеобеспечения. Этот аспект функционирования системы является объектом исследования теории управления.

Предметом науки социального управления являются как общие, так и частные закономерности, проявляющиеся в сложных динамических системах.[15] Выявление и определение закономерностей взаимодействия социальных систем, условия становления управленческих отношений является непростой задачей. Но, как и всякая проблема, она должна иметь пути решения и решаться. На сегодняшний день специалистами в этой области уже обоснованы и сформулированы такие объективные закономерности как многообразие и альтернативность развития сложных систем, различия между субъектом и объектом управления, существенная роль целого по отношению к части. Под группой частных законов понимаются связи и отношения, объясняющие процессы самоорганизации и регулирования в экономической, политической, духовной, социально-экономической и других общественных подсистемах. Предметом общей системы управления выступает такой важный элемент как самоуправление. Самоуправление свойственно таким социальным системам как индивид, группа, сообщество, общественное объединение или территориально-административная единица. Оно выступает как способ регулирования и задавания определенных поведенческих рамок для деятельности отдельного человека, группы и как основной принцип функционирования гражданского общества в целом. Со слов В.Э. Гордина, суть завершающей формироваться новой региональной политики,[16] заключается в том, чтобы каждая территория жила и развивалась за счет собственных средств, а управление происходило на основе научной информации. Для получения максимального эффекта управление должно основываться на типологическом учете особенностей индивидов и социальных групп: ценностные ориентации, половозрастные группы, уровень образования, религиозная принадлежность и т.д. Если не учитывать эти конкретные особенности, то управление будет сводиться к общим призывам. Но здесь возникает проблема неподготовленности всей системы к качественному воздействию на аудиторию. Как отмечает ряд авторов теории социального управления,[17] утверждению и развитию самоуправления в нашей стране может способствовать, во-первых, создание правовых, финансовых и социально-психологических условий для образования и эффективного функционирования органов местного самоуправления, начиная с микрорайона, улицы, дома. Органам власти желательно в короткие сроки уточнить территорию взаимодействия, разработать устав, общие принципы управления и взаимодействия их с населением. Во-вторых, реальное самоуправление может быть, возможно, только при условии подготовленного персонала. Многие работники местного самоуправления комплектуются из служащих, не имеющих управленческого образования. Решение этой проблемы состоит в проведении курсов интенсивной подготовки руководителей местных органов управления, общественного самоуправления, всестороннего изучения и обобщения их опыта, стиля и методов работы, а также привлечение в местное управление ПР специалистов непосредственно занимающихся организационной и управленческой деятельностью. В.А.Моисеев считает,[18] что налаживание коммуникативных связей, как в муниципальном, так и в местном управлении крайне важно. Состояние дел в каждом отдельном районе напрямую зависит от степени компетентности и взаимодействия сотрудника с населением, отвечающим за данную территорию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.