• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Программа теоретика прикладного социологического исследования в области изучения общественного мнения воинского коллектива: методология, методы, методики.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может стать социальный процесс или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными словами объектом может быть все, что явно, или не явно, содержит социальные противоречия и порождает проблемную ситуацию.

Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. Помимо объекта,выделяется также и предмет изучения, или те, наиболее значительные, с практической или теоретической точки зрения свойства стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Остальные стороны или особенности объектов остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект - то, что содержит социальную проблему, постольку предмет - это те свойства и стороны , которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуются как бы полюса социального противоречия или конфликта.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка в нем такого вопроса - источник выдвижения рабочих гипотез. И так, формулировка проблемы и отсюда - выделение объекта и предмета исследования - первый шаг в разработке программы.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательную и практически-прикладную задачи, формулирует вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная , то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой систематической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект исследования определяется только после того, как выполнена эта предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.

Иначе, логика управляет действиями исследователя ,если он ставит перед собой непосредственно практическую цель. Он начинает работу над программой исходя из специфики данного социального объекта (т.е. с того, чем завершается предварительный теоретический анализ в предыдущем случае) и уяснения практических задач подлежащих решению. Только после этого он обращается к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли "типовое" решение возникших задач, т.е. специальная теория относящееся к предмету? Если "типового" решения нет, дальнейшая работа развертывается по схеме теоретико-прикладного исследования. Если же такое решение имеется, гипотезы прикладного исследования строятся как различные варианты "прочтения" типовых решений применительно к конкретным условиям. Очень важно иметь в виду, что любое исследование ориентированное на решение теоретических задач, можно продолжить как прикладное. На первом этапе мы получаем некоторые типовое решение проблемы, а затем переводим его в конкретные условия. Поэтому, совершенно справедливо говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории. Но из хорошего прикладного исследования далеко не всегда можно сделать теоретические выводы. Необходимо с самого начала фактические данные описывать в соответствующих терминах, соотнесенных с теоретическими посылками. Не так просто (а часто не возможно) перегруппировать собранные данные по иному отличному от исходного принципу. И именно поэтому исследователь накапливает эмпирический материал, исходя из четкой целевой установки. И так, определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных а также дополнительных задач. Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами главных вопросов исследования.

Обоснованность научных и практических педположений (гипотез) проверяется путем сопоставления общих предпосылок с менее общими, и в конечном счете на основе непосредственного соотнесения с описанием элементарных фактов. Чтобы проделать этот сложный путь необходимо нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями , содержание которых они отрицают. Поиск эмпирических значений , понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков - операционным определением.

Следующим этапом социологического исследования является выдвижение рабочих гипотез .

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.