• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

П.А. Сорокин – крупный социолог XX века

В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала «Экономист»: “Это, по-моему, явный центрбелогвардейцев. В №3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу». Среди 53 человек,привлеченных к сотрудничеству в «Экономисте» есть и фамилия П.А. Сорокина.

В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургскогоуниверситета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенцииоказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, неспасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами,так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин преждевсего рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду.

В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как ипрежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсовпо общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натискомвластей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано вего дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самаяпрекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счаст­ливой. В этом я тожеубежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишьодин путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии». После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923 г., приняв приглашениевидных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.

В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский. Для «американского»социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода инкубационным, «годами учения», оченьинтересными и по - своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно,наглядно обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни.Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога,рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа. П. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г.Он приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его первая печатная книга «Листки изрусского дневника», описывающая и анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его «Социология революции», В 1927г.«Социальная мобильность». Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальноймобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои,группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социальногостатуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переходлиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двухнаправлениях:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.