• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Неокантианское учение Р. Штаммлера

Рудольф Штаммлер

(1856-1938 гг.) - немецкий представитель философии права, профессор в Берлине с 1916г.

Социальным идеалом

в философии права, по Штаммлеру, является общность людей,объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. Спозиции юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им сэкономическим детерминизмом. Он утверждает первичность права по отношению к экономике и государству.

Основные работы:

"Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), "Теорияправовой науки", "Философия права".

Философская почва представлений Шталимкера о праве- некантианство

. Приверженцыэтого направления в философии полагали, что предмет познания

тождественен понятию о предмете, а собственно бытие

есть совокупностьчисто понятийных отношений.

Цель философствования

- творческая работа по созданию интеллектуальныхобъектов всякого рода и вместе с тем анализ такой работы. Предмет познания

конструируется человеческим мышлением. Чистое познание

на основе логических законов, в соответствии со своей внутренней природой конструирует мир нашего познания. Сознание оказывается первичным поотношению к бытию

.

Наоснове подобной трактовки познания выделялись науки о природе и о духе или культуре. Явления природы, человеческоесознание упорядочивает и конструирует с помощь мыслительной формы причинности. Природа

предстает как совокупность причин и следствий. Напротив, мир человеческих поступков, общество

есть проявление, реализация человеческих воль("хотений"), охватываемых с помощью категории цели. В результате общество

представляет собой совокупность целей и средств.

Таким образом, науки о природе

оперируют с помощью закона причинности, а науки о духе

- спомощью закона целесообразности. Отсюда социальные явления

, в том числе политика, государство и право, согласно его теории не подчиняются закону причинности,а охватываются категорией цели

как свойства человеческого сознания и воли.

Поэтому он критикует монархизм,

считающий причинно обусловленную замену капитализма

социализмом и поясняет,что социализмне причинно обусловленное явление, а относиться к области целеполагания (поскольку закон причинности не применим к общественнымявлениям).

Р.Штаммлер выдвинул прямо противоположное марксизму утверждение о соотношении права и экономики, отвергал краеугольныймарксистский тезис о первичности экономики и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. Он утверждал тезис опервичности права по отношению экономике, обществу, государству

.

Фундамент государства

он усматривает не в совокупности производственныхотношений, экономическом базисе общества, а в праве. Право

есть теологическое и первоначало общественной жизни. Так, производство на различныхстадиях изучению не поддается. Изучению поддается право,т.к. хозяйственная деятельность упорядочивается правом. Отсюда право и естьистория развития человечества

.

Несколько уложенным и расплывчатым выглядит общее понятие права

, предлагаемое Штаммлером: "ненарушимое самовластное регулированиесоциальной жизни людей

". Практически тут имеется в виду: во-первых, ограничить "правовое" как "самовластное воление" от нормнравственности; во-вторых, размежевать "право" и "произвол"; в-третьих, выделить в качестве решающейособенности права его "ненарушимость", под коей надо понимать стремление предписывающего норму самому быть связанной ею.

Наряду с понятием права,Р. Штаммлер выделил идею права

, служащую масштабом справедливости, правильности права. Идея права

означает, что людям в их совместной деятельности, регулируемой правом свойственно справедливое "хотение"

,т.е. особое"правовое хотение" под углом зрения единства в рассматривании целей, безусловно одинакового способа оценки их содержания.

Применительно к общению людей идея права дает социальный идеал.

Р.Штаммлер видел в социальном идеале регулятивной, упорядоточивающийпринцип единства всех целей и формулировал его как "общение свободно хотящих людей

".

Идеи равенства, социальный идеал в теорииР. Штаммлера является лишь критериемоценки действующего права

, и в этом качестве играли роль естественного права.

Право

всегда было и остается несовершенным и изменчивым. Нов рамках этого исторически несовершенного права выделяется правильное право

,т.е.такое, какое ориентируется на справедливость

Перейти на страницу: 1 2

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.