• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Выявление воздействия специфики реформ на изменение ценностных ориентаций студенчества Китая и России.

Вертикальное воздействие реформы, осуществляясь сверху, имеет необходимый и закономерный характер, — это выражается таким образом, что реформы имеют форму законодательной и исполнительной инициатив, т.е. признание со стороны правительства. Другой стороной процесса является обеспечение их легитимности – т.е. социальное признание со стороны общества. Линейное влияние реформы, будучи инициируемо «снизу»и имея случайный и возможностный характер, носит форму социального признания реформы со стороны общества, а соответственно ее активного усвоения и использования.

Специфика реформ и в России, и в Китае выявила одну особенную тенденцию в динамике ценностных ориентаций, а именно чем интенсивнее теоретическая идентификация как модус осознания необходимости сохранения культурной идентичности в виде сохранения фундаментальных ценностных ориентаций, тем экстенсивнее практическая интеграция в модусе социализирующей реализации этой идентичности.

Иначе говоря, чем глубже и интенсивнее освоение ценностных ориентаций, тем полнее и основательней интегрированность носителей и субъектов ценностных ориентаций в социальное поле.

В процессе реформ всегда действуют два вида факторов: 1) интеграционные факторы, обуславливающие возникновение таких ценностных ориентаций, которые способствуют социальной интеграции и консолидации и на 2) дифференцирующие как те факторы, которые провоцируют возникновение «антиценностных» ориентаций в модусе социальных дисфункций, влияющих конфликтогенную дифференциацию и дезинтеграцию общества. Это ценностные ориетации иденификационного плана.

Причем одни и те же возникающие в результате экономических и политических реформ факторы могут влиять одновременно как на ценностные ориентации интегрирующего плана, так и на ценностные ориентации плана дифференцирующего.

Так демократизационная диверсификация с одной стороны создала новые политические институты, партии, различные общественные организации, политические объединения, которые способствуют консолидации разнообразных групп общества вокруг различных интеграционных символов, репрезентируемых в виде идей, лидеров, политических программ. В то же время сами эти демократические институты вступают друг с другом в социальные конфликты, называемые «политической борьбой», что в значительной степени способствует дифференциации общества по политическим интересам. Такого же рода двойственность отличает экономическую специфику реформ. С одной стороны происходит создание универсального экономического пространства с законодательной закрепленной равноценностью обмена. С другой стороны, сама ситуация рынка с его принципом баланса спроса и предложения, является конфликтогенной, поскольку условием баланса является первичный дисбаланс, порождаемый конкуренцией равноправных производителей.

Таким образом, реформы всегда и везде оказывают двоякое воздействие на формирование ценностных ориентаций, с одной стороны, способствуя созданию интегрирующих ориентаций, а, с другой стороны, способствуя созданию дифференцирующих ориентаций, чьим объектом выступают дисфункциональные «антиценности».

Методологическим аспектом выявления специфики воздействия реформ на динамику ценностных ориентаций является принцип равновесия между полюсом теоретико-общеобразовательной идентификации и полюсом практико-специализационной социализации, причем этот баланс полностью совпадает с симметрией гуманитарного и специального образования. Знание гуманитарное и знание специальное призваны дополнять друг друга, равно как и ценности материальные и ценности духовные должны быть соразмерны.

Поскольку все социальные конфликты всегда провоцировались противоречием между «идеальным» и «реальным», «духовным» и «материальным», крайне важно в сфере образования блюсти равновесие между общеобразовательными и специальными дисциплинами, причем это равновесие должно иметь строго системный характер. Иначе обществу на смену придет элита либор заангажированная политически, либо заангажированная экономически. То есть, с динамикой ценностных ориентаций, также как с реформами, такова, что если политика уступает экономике, общество превращается в общество ненасытных потребителей, если же экономика уступает политике, то общество живет под диктатом политических идеологем, не имеющих отношения к действительности.

Социально-экономическое развитие ведет к появлению новых групп и слоев населения, которые в свою очередь имеют собственные ценностные ориентации и определенное политическое поведение. Увеличение в России и КНР количества частных собственников, слоя технократов привело к формированию дополнительной политической субкультуры, которая в свою очередь влияет на изменения в официальной политической культуре.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.