Особенности динамики ценностных ориентаций в период реформирования общества
Национальным интересам и России, и Китая, интересам из поступательного развития и процветания отвечает политика мирного сотрудничества, развитие военной мощи в рамках разумной оборонной достаточности.
Условием сохранения китайской идентичности, гарантией его стабильного поступательного развития является именно китайская цивилизация, ее уникальная способность к учебе, самообновлению. «При этом важно учитывать и новые моменты: система ценностей, приоритетов в образе жизни в рамках китайской культуры постепенно эволюционирует от ориентации на общество, где основой является земледелие, к ориентации на урбанизированное общество с доминированием современных достижений науки, техники, информатики»[101]. Одним из важных источников жизнестойкости и стабильности китайской цивилизации является наличие постоянной обратной связи между народной культуры и философией.
Эта особенность китайской цивилизации обусловлена в свою очередь неразрывной связью традиционной философской мысли, национального самосознания с этикой и политикой. В системе китайских духовных ценностей политика, искусство управления страной всегда относились к высшей мудрости. Отсюда культ мудрецов, «совершенных мужей», совершенномудрых, пантеон которых венчает Конфуций.
Китайская цивилизация довела до совершенства учение об идеальной организации общества — социальный органицизм. Одновременно философия, наука, политика, этика рассматриваются в рамках холистической тенденции, то есть неразрывном идейном органическом идейном единстве. Социальный органицизм и идейный холизм придают китайской философии, духовной культуре Китая высокую внутреннюю гомогенность и устойчивость. Историческое значение этих духовных факторов усиливается в условиях Китая высокой степенью гомогеннности населения и китайского социума. В совокупности это обеспечивает высокий уровень национальный самоидентификации, национального самосознания.
Таким образом, студенчество как социальная группа переходного характера, чьей главной функцией выступает воспроизводство теоретического и прикладного знания, обладает структурной двойственностью, что сказывается на схеме ее ценностных ориентаций. Эта двойственность обуславливает две основные тенденции в динамике ценностных ориентаций студенческой молодежи, а именно теоретико — общеобразовательную идентификацию и практико — специализационную интеграцию.
Так, с одной стороны, воспроизводство теоретического капитала осуществляется вдоль вертикали культурно — исторической идентификации общества, образовательной проекцией которой является усвоение общеобразовательных дисциплин, чья основа — это духовно – гуманитарное знание.
А, с другой стороны, воспроизводство знания осуществляется вширь по горизонтали социально — практической специализации, в процессе которой студенчество получает профессиональное образование, ибо оно послужит ему в дальнейшем в деле адаптации и социализации.