• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Педагогика

Педагогика - наука о воспитании человека: раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развития личности, процесс образования и обучения.

Это древнейшая наука. Первый учитель жил еще в доисторические времена, но рефлексия учительского опыта родилась в эпоху античности. "Педагогика - создание древних греков. Они впервые установили некоторые педагогические принципы, которые можно считать прочными основами этой отрасли знания. "Самый важный . тот, что конечной целью хорошего воспитания должно быть нравственное достоинство, добродетель ."53.

Все же педагогики как самостоятельной научной дисциплины в те времена не было: проблемы воспитания обсуждались в произведениях разных авторов от философов (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека) и историков (Ксенофонт, Плутарх) до конедиографов (Аристофан, Платв) и сатириков (Ювенал). Название педагогика воспроизводит греческое "педагогое", обозначающее слугу (обычно раба), которому поручено руководство и надзор за подрастающей молодежью. Для подобных целей в 18 веке в дворянских семьях держали гофмейстера, или информатора (чаще всего кандидата богословия).

Цель, задачи, сами методы педагогики вытекают из концепции и идеала человека. Сравнение двух существовавших во времени и пространстве педагогических систем наглядно это подтверждает. В Спарте, ценившей в первую очередь закаленных и неприхотливых воинов, обучение носило прикладной военно-патриотический характер; долгое время даже чтение и письмо не считались нужными. Афины, не менее заинтересованные в воспитании граждан, видели идеал в гармонически развитой личности и давали юношам всестороннее воспитание. "Все, что общество создало для себя, но через посредство школы предлагает в распоряжение своих будущих членов"54.

Педагогическая наука проделала огромный путь и достигла значительных успехов. В дореволюционной России её развитие было связано с революционно-демократической общественной мыслью (А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.), педагогическим учением К.Д. Ушинского. В развитие советской педагогики большой вклад внесли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.И. Калинин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Немалую помощь ей оказал союз с философией, психологией, педологией, физиологией, гигиеной, социологией. Её отрасли: педагогика детская (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов), профессионального образования, семейного воспитания, вузовская, военная, культурно-просветительной работы, дефектология, методики преподавания учебных предметов, история педагогики и др.

Однако споры вокруг и внутри педагогики - наука это или искусство, обнаруживают завидное постоянство. Вопрос не праздный, ибо от ответа зависит стратегия подготовки педагогов. Ряд крупнейших педагогов - Песталоцци, Ушинский, Толстой - утверждали, что теоретически педагогику постичь нельзя. К чему тогда педагогика и дидактика, если учителем и воспитателем надо родиться? Понятно, если человек по каким-то причинам не способен работать с детьми, педагога из него не выйдет. А вот если он "прирожденный" педагог, - нужна ли ему наука? Ф. Паульсен остроумно снял это противоречие, определив педагогику как науку об искусстве воспитания.

Последние десятилетия не были "звездными" для отечественной педагогики, но всегда находились люди, чьи мысли дела двигали науку вперед, появилась целая плеяда новаторов, предложивших поистине гуманную педагогику сотрудничества.

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.