• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Прагматичность

Придавая самопознанию, самоанализу, самовоспитанию огромное значение как потребности подростка, студента (курсанта), следует отметить, что нельзя снимать ответственность со школы, вуза за их удовлетворение. Без квалифицированной методической и моральной поддержки самовоспитание подростков, студентов (курсантов) будет крайне сомнительным по своей ценности явлением.

Воспитание невозможно без самовоспитания. В свою очередь, самовоспитание невозможно без самопознания. Самопознание невозможно без обращения к многовековой культуре познания и воспитания человека как к источнику средств саморазвития личности. Изучение человека может быть плодотворным при условии опоры на широкий базис духовной культуры, образуемой не только достижениями конкретных наук, но и философии, искусства, религии, мифологии, фольклора: именно культура есть среда растящая и питающая личность (П.А. Флоренский).

Тема самовоспитания широко обсуждалась в советской литературе. Написано много книг для педагогов и для школьников. В ней много ценного и полезного, но она часто отягощена неприятием религиозным идеям и путям самосовершенствования, непримиримостью к врагам коммунизма, навязыванием в качестве образцов человеческого совершенства только коммуниста-революционера и пр. Целесообразнее ознакомить учащихся с различными направлениями, системами и методами самосовершенствования. Но роль учителя не должна ограничиваться просветительской функцией, Думается, нет проблем с использованием практических занятий, ставящих цель развития речи, мышления и коммуникативных умений. Для этого с успехом могут использоваться дискуссии, ролевые игры, сократические беседы, упражнения из "логического практикума". Логически мыслить, понимать и говорить необходимо учить на протяжении всего времени обучения. Это даст возможность воспитывать рефлексирующих, рассудительных и критически мыслящих граждан, обладающих интеллектуальными навыками извлечения смысла из того, что они слышат и читают, и передачи смысла в том, что они сами говорят и пишут.

Аналогичный подход более двадцати лет разрабатывают и внедряют американские философы Мэттью Лииман и Энн Шарп.

Их программа, получившая название "Философия для детей" свидетельствует, что не только компьютеры и роботы нужны для развития мышления. Обычные логические диалоги по традиционным философским понятиям права, справедливости, добра, истины обладают немалыми резервами. Главное не усвоение определенной системы понятий, фактов и законов, а воспитание умственных навыков классификации, сериации и аналогии, развития навыков выведения умозаключений из текстов, понятийного мышления, причинного объяснения, индуктивного рассуждения и решения проблем, освоения рассуждений на этические темы.

Обычно на уроках учащихся изучается живой процесс мышления, воплощенный в диалогах литературных персонажей, высказываниях одноклассников и своих собственных. Знакомость сюжетов позволяет облегчить обсуждение и рефлексию логических ошибок и правил. Задача педагога поощрять и поддерживать диалог, самостоятельные рассуждения учащихся. "Философия для детей" является одним из примеров нетрадиционного подхода к гуманитаризации образования.

Перейти на страницу: 1 2 

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.