• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Образование по Н. Смелзеру

Во времена, когда школа состояла лишь из одного класса не было оснований говорить о бюрократии. Часто единственный учитель выполнял функции преподавателя, секретаря, уборщика и т.д. Методика образования определялась главным образом самим преподавателем, а не государством. Как только школа стала многоуровневой, она стала более бюрократизированной .Были установлены специальные правила продвижения по службе и повышении в должности. Обязанности распределялись в соответствии с планом работы школы. Однако бюрократизация образования даёт и некоторые преимущества. В то время как в школах уделялось внимание главным образом обучению чтению, письму и арифметике, в наши дни многие школы пекутся о всестороннем развитии ребёнка. Элемент бюрократической системы - увеличение количества правил также даёт некоторые преимущества. Правила могут способствовать защите и учащихся, и преподавателей от дискриминации, необоснованного исключения и увольнения.

Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся, на их успеваемость. Также на уровень усваивания знаний влияет классовая принадлежность, расовое происхождение. Наблюдается косвенная дискриминация учащихся из низших классов, поскольку учителя из средних классов обычно более доброжелательно относятся к ученикам, разделяющим их ценности.

Существует влияние социальных факторов на образование.

Методы тестирования и профориетационные мероприятия часто ставят в более благоприятное положение детей из высших классов и приводят к ущемлению интересов и недооценке способностей выходцев из низших классов, даже когда у них одинаковые способности. Такое пристрастное отношение часто объясняется тем, что учителя усвоили ценности среднего класса, поэтому осознанно или бессознательно поощряют взгляды и поведение, соответствующие их собственным.

Половые роли также оказывают влияние на процесс образования. В ходе обучения с начальных классов до аспирантуры постепенно возрастают различия между опытом учащихся мужского и женского пола. Женщины чаще подвергались дискриминации в системе образования. В прошлом высшее образование в основном было для них закрыто.

Политическая обстановка оказывает огромное влияние но образование. Это влияние сказывается на всех уровнях от местного до общегосударственного. На местном уровне политическое влияние на начальную и среднюю школу осуществляет педагогический совет школы. Вмешательство правительства в американское образование не ограничено местным уровнем; государственные законодательные органы тоже оказывают на него воздействие. Например, во многих штатах имеются советы регентов, которые составляют стандартные учебные планы и экзаменационные тесты для тех, кто заканчивает среднюю школу или колледж.

Смелзер считает, что образование тесно связано с социальной мобильностью. Американцы всегда склонны были верить: чем выше уровень их образования, тем больше

вероятность добиться жизненного успеха. Вполне понятно, что, чем больше лет мы учимся, тем выше наши шансы добиться высокого дохода и восходящей социальной мобильности. По крайней мере, образование дает нам аттестаты или дипломы, необходимые для занятий многими видами деятельности. Однако на возможность успеха оказывают влияние и другие факторы, например, социально-экономический статус родителей. Более широкий доступ к образованию не повлиял на средний доход женщин и представителей групп меньшинств.

В заключение Смелзер делает следующий вывод:

«Образование можно определить как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим».*

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.