• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Потребности, поведение, взаимодействие как основа функционирования общества

Далее акты поведения могут удовлетворять материальные и духовные потребности. Они, как уже было отмечено, могут удовлетворять потребности непосредственно в данный момент, однако значительная часть человеческой деятельности состоит в создании условий их удовлетворения в будущем. Кроме этого акты могут быть актами действия (facere) и актами воздержания (non-facere). В последнем случае - актами простого воздержания (например, от купли, продажи чего-либо и т. д.) или терпения.

Наконец, акты поведения в зависимости от характера потребности могут быть направлены человеком на внешнюю природу, на других людей или на самого себя.

С одной стороны вся совокупность условий существования, в том числе и общественных, вырабатывает у человека определенные потребности, связанные с его физическим и духовным бытием: материальные и духовные потребности. С другой стороны, в силу постоянного изменения условий, нарушения внешнего и внутреннего, физического и нервно-психического равновесия, потребности возникают вновь и вновь, следовательно процесс поведения мы можем рассматривать во времени и говорить о массовом поведении, выявляя относительно него определенные законы.

Таким образом акты поведения чрезвычайно разнообразны и в процессе ежедневной жизнедеятельности они слагаются в, по выражению Кондратьева, в цепи и образуют в целом поведение. Эти цепи могут пересекаться с цепями других людей и соответственно влиять друг на друга. Иначе если дана совокупность людей то на основе поведения они вступают в различные связи. И именно в силу таких связей между людьми их совокупность выступает как общество. С другой стороны, как следует из предыдущего, характер этих связей находится в тесной связи со структурой потребностей общества как системы потребностей индивидов и тех актов поведения, которые они совершают на основе этих потребностей.

То есть под социальной связью в широком смысле понимается такая ситуация, когда индивиды на основе своих актов поведения включаются в новую обстановку, новую среду, новизна которой заключается в возможности непосредственного воздействия друг на друга В простейшем случае цепь актов поведения одного человека воздействует, изменяет цепь актов поведения другого. В более сложных случаях возникает многовариантное переплетение таких цепей, которое обозначается общим понятием взаимодействия.

Далее автор, придя к такому пониманию связи, расчленяет его на составные части: непосредственную и опосредованную. Непосредственная связь устанавливается между индивидами на основе прежде всего актов труда будь то сотрудничество, борьба или игра.

В данной рукописи отсутствует анализ понятия труда как такового, хотя автор неоднократно ссылается на него. По тексту он планирует рассмотреть его ниже, но нигде мы его не находим вероятно в силу именно незавершенности рукописи. Поэтому возьмем на себя смелость домыслить логические рассуждения и указать , что труд, вероятно, есть более узкое понятие деятельности, полностью входящее в категорию поведения. С этой точки зрения не только труд может быть основанием для установления непосредственной связи, но таким основанием может служить вообще всякая деятельность. Интуитивно понятно, что сотрудничество как непосредственная связь сюда уже не входит, поскольку понятие труда есть составная часть понятия сотрудничества "по определению". Другое дело - борьба, а тем более игра, которые могут не предполагать труд в качестве своей основы.

Непосредственная связь имеет свою материальную, психическую и идеальную компоненты. Рассмотрим для примера деятельность рабочих конвейерного производства в одном цехе. Материальный предмет от заготовки до конечной формы проходит ряд преобразований под воздействием каждого из них. От того как выполнит свою работу предыдущий работник зависит дальнейшая обработка предмета другими рабочими: каждый из них вынужден учитывать результаты труда предыдущего. Уже сам факт работы как материального взаимодействия определенным образом отражается в психике индивидов, вызывая у них определенный психологический настрой. Кроме этого на психику рабочего действуют факторы окружающей среды и, что наиболее важно, проявления психики других участников процесса. В силу взаимодействия проявления психики или настрой приобретает общую направленность, которое автор называет коллективно-психическим состоянием. Кроме этого существует и идеальный компонент, заключающийся в воздействии на сами понятия и представления об участниках через осознание индивидом самого факта связи, его протекания в конкретных условиях, другой понятийный аппарат, имеющийся у других участников.

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.