• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Введение

Социальная работа относится к одному из многочисленных ви­дов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа — особый вид деятельности.

Почему ее следует относить к особым видам деятельности? Дея­тельностью называется совокупность действий человека, направ­ленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хо­чет сделать из куска дерева стол. Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в другое. Мастер по ре­монту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиоприемник, что­бы устранить неисправность в его работе. Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобрете­нии продуктов, предметов личной гигиены и т.д.

Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на до­стижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается” У столяра — кусок дерева, у физика — электрон, у социаль­ного работника — человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на пред­мет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятель­ность. Особенность, характер каждого вида деятельности порожда­ется особенностями его предмета.

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без по­сторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих слу­чаях и жить.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически свя­зан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции.

Такого рода структуры называются целостными

системами. Социаль­ная работа представляет собой целостную систему.

Попытаемся это доказать путем анализа структуры социальной работы.

Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятель­ных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как еще говорят, компонентов. Это — субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Схематически это будет выглядеть так:

Цель

 

Субъект             Содержание                   Средства             Управление          Объект

 

Функции

Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она дает наглядное представление о предмете. В этом ее познавательный смысл.

Последовательность перечисления компонентов не случайна:

любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объ­екту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Поэтому и характеристику социальной работы правомерно на­чинать с объекта.

Объектом социальной работы

служат люди, нуждающиеся в по­сторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелоболь­ные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании; пенсионеры; инвалиды; Дети-инвалиды; употребляющие  спиртные и больные алкоголизмом; употребляющие наркотики; страдающие психическими заболеваниями; проституток(только в крупных городах);  неполные семьи (во главе, как правило, с матерью); беженцы и вынужденные переселенцы; безработные и многие другие.

Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной России. Названы дале­ко не все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каж­дый из этих десятков миллионов людей — уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, про­никновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего зна­ния, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоот­дачи.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы.

К субъекту относятся все те люди и ор­ганизации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общест­венные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ас­социация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и со­циальных работников, Союз офицеров и др.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеет­ся, не организации, не объединения, а люди,

занимающиеся соци­альной работой профессионально

или на общественных началах.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство.

       


      Перспективы развития социальных служб

      image

      Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

      В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.